Отходы резинотехнических изделий

Утилизация резинотехнических изделий

Проблема утилизации резинотехнических изделий и изношенных шин имеет большое экологическое и экономическое значение для всех экономически развитых стран мира. Масса накопленных и не переработанных шин составляет в России около 1 млн. т шин.

Переработка изношенных шин имеет важное экологическое значение, поскольку вышедшие из эксплуатации шины накапливаются в местах их эксплуатации (в автохозяйствах, на аэродромах, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, шиномонтажных мастерских горно-обогатительных комбинатах и т.д.).

Вывозимые на свалки или рассеянные на окружающих территориях, шины длительное время загрязняют окружающую среду вследствие высокой стойкости к воздействию внешних факторов (солнечного света, кислорода, озона, микробиологических воздействий).

Места их скопления, особенно в регионах с жарким климатом, служат благоприятной средой обитания и размножения ряда грызунов, змей и насекомых, являющихся разносчиками различных заболеваний. Известно много случаев, когда свалки покрышек служили главными причинами эпидемий в городах и на обширных территориях. Кроме того, шины обладают высокой пожароопасностью, и относятся к 4 классу опасности, а продукты их неконтролируемого сжигания оказывают крайне вредное влияние на окружающую среду (почву, водный, воздушный бассейны).

Проблема использования изношенных шин имеет также существенное экономическое значение, поскольку потребности хозяйства в природных ресурсах непрерывно растут, а их стоимость постоянно повышается.

Существующая в Российской Федерации законодательная база обладает рядом существенных недостатков и в первую очередь это отсутствие ответственности производителя за утилизацию продукции в конце жизненного цикла. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют реальные экономические стимулы вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, нерационально распределены полномочия в области регулирования деятельности по обращению с отходами между государственным и муниципальным уровнями власти сосредоточенные у органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления оказались не способны обеспечить полноценное исполнение возложенных полномочий, что вызвало стихийный рост несанкционированных свалок практически у каждого населенного пункта. Не введены правовые нормы, предусматривающие управление потоками отходов на региональном уровне, включая сокращение объемов доходов, направляемых на захоронение, и создание замкнутых циклов обращения с отходами. Не установлены на законодательном уровне специальные экономические и административные инструменты регулирования обращения с отдельными категориями отходов, в том числе резинотехнических изделий, с учетом особенностей их происхождения, использования, опасных свойств.

МЦНПТ совместно Ассоциация «Шиноэкология», созданной в 2001 г. для решения проблем связанных с переработкой и восстановлением изношенных шин, реализует проект по созданию в Российской Федерации системы управления обращения с отходами резино-технических изделий, подготовкой предложений по изменению законодательных правовых актов и нормативно-технических документов.

За прошедшее время по инициативе и при участии Ассоциации разработан и приняты на правительственном уровне ряд основополагающих документов регулирующих обращение с изношенными шинами в РФ:

  • приказ МПР России «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов», определяющий изношенные шины как опасные отходы 4-го класса опасности;
  • постановление Правительства Российской Федерации о трансграничном перемещении отходов;
  • постановление правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

На основании действующего законодательства и с учетом вновь созданных нормативно правовых документов разработаны:

  • «Концепция обращения с изношенными шинами в транспортном комплексе»;
  • Стандарт «Крошка резиновая»
  • Стандарт «Регенерат шинный термомеханический»
  • Первая редакция Технического регламента «О требованиях к безопасности применения и утилизации шин»

Особое внимание уделяется изучению предстоящих изменений в законодательстве России касающихся отходов производства и потребления.

При участии МЦНПТ была проведена исследовательская работа и подготовлен отчет Разработка предложений по корректировке и созданию нормативно-правовой базы в области переработки и утилизации изношенных шин в Российской Федерации.